1 июля в Беларуси начнет работу система учета электронных счетов-фактур
С 1 июля 2016 года по инициативе Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь внедряется автоматизированная информационная система «Учет счетов-фактур». Нововведение регламентировано Законом №343-З от 30 декабря 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения». Изменения коснутся более 130 тысяч плательщиков НДС в Беларуси.
Информационная система «Учет счетов-фактур» разработана в виде единого портала и представляет собой программно-технический комплекс, который позволит белорусским плательщикам значительно упростить процесс выставления и получения налоговых счетов-фактур в электронном виде.
Единый портал ускорит процесс обмена счетами-фактурами между контрагентами, а также обеспечит прозрачность в налоговом администрировании НДС. Подобные позитивные изменения позволят качественно упростить процесс организации документооборота предприятия и свести к минимуму вероятность ошибки плательщика.
В ходе исследования консалтинговой компании «PricewaterhouseCoopers» (PwC) представители бизнеса 27 стран Евросоюза назвали главным преимуществом такой системы осуществление полного комплекса электронного взаимодействия в цепи поставок товаров и услуг, и, как следствие, повышение эффективности бизнеса. Кроме того, респонденты отметили сокращение издержек компании, ускорение оплаты контрагентами и сокращение числа споров.
В Беларуси разработчиком системы учета электронных счетов-фактур выступила компания beCloud (СООО «Белорусские облачные технологии»). Белорусская система основывается на технологии облачных вычислений и размещена на базе Республиканского центра обработки данных, построенного облачным оператором.
«До официального запуска решение, созданное beCloud, прошло стадию опытной эксплуатации. С 1 февраля систему «испытывали на прочность» более 10 тысяч организаций различной формы собственности и размеров. Мы смогли выявить и исправить «узкие места» в работе портала, усовершенствовать его работу, чтобы к 1 июля абсолютно все плательщики налога на добавленную стоимость смогли пользоваться автоматизированной системой в рабочем режиме», – отметил Антон Кунцевич, руководитель проекта АИС «Учет счетов-фактур» СООО «Белорусские облачные технологии».
Автоматизированная система размещена на официальном портале www.vat.gov.by. Плательщик сможет зарегистрироваться в личном кабинете, сверить необходимую документацию, автоматически произвести расчеты и выявить ошибки в заполнении обязательных форм учета НДС. Портал буден доступен круглосуточно, включая выходные и праздничные дни. Авторизация каждого плательщика (пользователя) происходит с помощью личного ключа электронной цифровой подписи (ЭЦП). При этом при авторизации пользователя на портале между компьютером пользователя и порталом будет устанавливаться защищенное соединение, что гарантирует полную безопасность данных.
Обратную связь обеспечит контактный центр, созданный специально для поддержки пользователей АИС «Учет счетов-фактур». В тестовом режиме служба поддержки начнет свою работу уже 16 июня. По короткому и удобному для запоминания номеру 110, а также городскому телефону +375 17 287-11-10 пользователи смогут получить необходимую информацию о работе портала. Кроме того, разработчики программного продукта подготовили подробные видеоинструкции по работе с функционалом портала. Рекомендации о сроках предоставления отчетных документов, а также по методике оформления плательщики смогут получить, обратившись в государственную налоговую инспекцию по месту регистрации юридического лица.
Помимо тестовой эксплуатации до момента запуска АИС «Учет счетов-фактур» проходит этап интеграции портала с существующими учетными (бухгалтерскими) системами. Для этого разработчиками проекта предусмотрено бесплатное приложение, позволяющее встроить бухгалтерскую систему в АИС «Учет счетов-фактур». Доработанные учетные системы позволят импортировать отчетные данные, подписывать и осуществлять обмен счетами-фактурами с порталом. В течение следующих месяцев будут вноситься изменения в ежемесячные релизы типовых конфигураций программы по мере разъяснений налоговых органов.
Эксперты сходятся во мнении, что внедрение автоматизированной электронной системы управления налоговыми документами является естественным и логичным шагом при переходе к цифровой экономике.
Светлана Новикова, начальник отдела косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь: «Переход к единому цифровому рынку — главная тема, которая обсуждается мировыми экспертами в этом году. Мы анализируем ситуации на разных рынках, изучаем опыт наших соседей. Введение электронных счетов-фактур поможет повысить прозрачность финансовой отчетности, минимизировать риск сокрытия налогов. Плательщикам новая система даст возможность проверки и корректного отражения показателей в налоговых документах, предупреждения в режиме реального времени о контрагентах, осуществляющих деятельность с повышенным предпринимательским риском. Нововведения позволят снизить число ошибок и избежать привлечения к ответственности. Добросовестные плательщики, у которых не будут выявляться нарушения, смогут избежать дополнительных проверок по уплате НДС».
Добавим, что подобные системы действуют уже более чем в 50 странах мира. Так, электронный документооборот при взимании НДС с использованием электронных счетов-фактур используется в странах Европейского союза с 2004 года, Азербайджанской Республике — с 2010 года, Российской Федерации — с 2012 года, Республике Казахстан — с июля 2014 года.